Главная
О Мастерской
Работа в Храмах
Домашние иконы
Преподавание
Общественная деятельность
Выставки
Публикации
Как сделать заказ
Гостевая книга
English version




Aport Ranker

Реставрация.

икона Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость 19в. до реставрации.икона Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость 19в. после реставрации.К нам часто обращаются с просьбой отреставрировать старую икону. Это длительный сложный процесс. Некоторые художники-иконописцы считают, что реставраторы - это неудавшиеся художники, которые не нашли себя. Они так думают потому, что в процессе восстановления художник-реставратор не должен реализовывать свои личные идеи, а только лишь аккуратно воспроизводить недостающие места произведения. На самом деле, чтобы профессионально воспроизводить утраченные фрагменты, надо идеально копировать манеру авторского письма, а для этого необходимо обладать таким же мастерством, как и автор древней иконы. При этом в реставрацию попадают иконы разного времени, разных традиций и манеры письма. Реставратор, восстанавливая произведения, перенимает у разных авторов их техники. Екатерина считает, что обучалась иконописи у многих-многих мастеров-иконописцев. Когда она восстанавливает древние произведения, она не трогает свежей краской сохранившиеся места - отчего иконы не теряют своей древности и самобытности. Вновь дописанные ею места так срастаются с основным произведением, что найти их можно, только благодаря фотографиям сделанным до реставрации. Мы включили в реставрационный технологический процесс обязательное фотографирование произведений. Также мы обязательно снимаем с произведений прориси, т.е. через тончайшую кальку делаем рисунки. Вот эти прориси с фотографиями и являются достоянием нашей мастерской. На основании их мы изучаем иконографию и пишем новые иконы. К тому же, мы фотографируем под увеличением небольшие фрагменты икон - и это незаменимый материал для наших учеников. Соприкасаясь с древними памятниками, мы знаем какими красками традиционно пользовались иконописцы. В этом наше отличие от большинства художников, которые в работе опираются на красочно изданные каталоги и альбомы. Ведь даже очень хорошая полиграфия не может воспроизвести живых красок настоящей иконы! Когда мы пишем наши произведения, мы пользуемся яичной эмульсией, на которой затираем природные пигменты, т.е. охры (глины: желтую, красную и зеленоватую), а также перетертые до мельчайшей пыли камешки-самоцветы (малахит, лазурит, реальгар и др.) Фон иконы мы покрываем сусальным золотом и делаем на нем тиснение. От этого золото играет, переливается, кажется, что оно становится живым, у произведения появляется объем, оно дышит. По древней технологии мы покрываем вновь написанную икону льняной олифой. Олифа проникает во все красочные слои и со временем становится единой структурой с красочным слоем, прекрасно сохраняя икону. Мы ведь знаем, как хорошо сохранились иконописные произведения 11-15вв., при том, что живопись, написанная на холсте маслеными красками достаточно быстро приходит в негодность. Икона несет Слово Божее - Истинное, Вечное. Поэтому и материал для иконы берется, который не подвергается тлетворному действию времени. Мы используем хорошо просушенные липовые доски с дубовыми шпонками, на которые приклеиваем паволоку - т.е. холщовую ткань и делаем левкас - т.е. меловой грунт. Это древняя опробованная веками техника. Так писали Феофан Грек и Андрей Рублев. Замечательно, что и сейчас эта техника жива.



©Екатерина Ильинская
Design by VNV Design Studio