Реставрация.
К нам часто обращаются с просьбой отреставрировать старую икону. Это длительный сложный процесс. Некоторые художники-иконописцы считают, что реставраторы - это неудавшиеся художники, которые не нашли себя. Они так думают потому, что в процессе восстановления художник-реставратор не должен реализовывать свои личные идеи, а только лишь аккуратно воспроизводить недостающие места произведения. На самом деле, чтобы профессионально воспроизводить утраченные фрагменты, надо идеально копировать манеру авторского письма, а для этого необходимо обладать таким же мастерством, как и автор древней иконы. При этом в реставрацию попадают иконы разного времени, разных традиций и манеры письма. Реставратор, восстанавливая произведения, перенимает у разных авторов их техники. Екатерина считает, что обучалась иконописи у многих-многих мастеров-иконописцев. Когда она восстанавливает древние произведения, она не трогает свежей краской сохранившиеся места - отчего иконы не теряют своей древности и самобытности. Вновь дописанные ею места так срастаются с основным произведением, что найти их можно, только благодаря фотографиям сделанным до реставрации. Мы включили в реставрационный технологический процесс обязательное фотографирование произведений. Также мы обязательно снимаем с произведений прориси, т.е. через тончайшую кальку делаем рисунки. Вот эти прориси с фотографиями и являются достоянием нашей мастерской. На основании их мы изучаем иконографию и пишем новые иконы. К тому же, мы фотографируем под увеличением небольшие фрагменты икон - и это незаменимый материал для наших учеников. Соприкасаясь с древними памятниками, мы знаем какими красками традиционно пользовались иконописцы. В этом наше отличие от большинства художников, которые в работе опираются на красочно изданные каталоги и альбомы. Ведь даже очень хорошая полиграфия не может воспроизвести живых красок настоящей иконы! Когда мы пишем наши произведения, мы пользуемся яичной эмульсией, на которой затираем природные пигменты, т.е. охры (глины: желтую, красную и зеленоватую), а также перетертые до мельчайшей пыли камешки-самоцветы (малахит, лазурит, реальгар и др.) Фон иконы мы покрываем сусальным золотом и делаем на нем тиснение. От этого золото играет, переливается, кажется, что оно становится живым, у произведения появляется объем, оно дышит. По древней технологии мы покрываем вновь написанную икону льняной олифой. Олифа проникает во все красочные слои и со временем становится единой структурой с красочным слоем, прекрасно сохраняя икону. Мы ведь знаем, как хорошо сохранились иконописные произведения 11-15вв., при том, что живопись, написанная на холсте маслеными красками достаточно быстро приходит в негодность. Икона несет Слово Божее - Истинное, Вечное. Поэтому и материал для иконы берется, который не подвергается тлетворному действию времени. Мы используем хорошо просушенные липовые доски с дубовыми шпонками, на которые приклеиваем паволоку - т.е. холщовую ткань и делаем левкас - т.е. меловой грунт. Это древняя опробованная веками техника. Так писали Феофан Грек и Андрей Рублев. Замечательно, что и сейчас эта техника жива.